Форма обратной связи
(383) 221-57-89

Сибирский горный институт по проектированию
шахт, разрезов и обогатительных фабрик,награжден
Орденом Трудового Красного Знамени в 1979 году

ЗАО "Салек"

«Дополнением к проекту «Ликвидация участка открытых горных работ на поле ЗАО «Салек» в части рекультивации нарушенных земель»

10.12.2018 19:47

ЗАО «Салек» является действующим предприятием. Участок открытых горных работ на поле ЗАО «Салек» расположен в пределах горного отвода в грани-

цах лицензия на право пользования недрами КЕМ № 00797 ТЭ от 15.01.1992г на Северо-Талдинском месторождении Ерунаковского геолого-экономического района Кузбасса.

По административному делению участок входит в состав Прокопьевского

района Кемеровской области на землях лесного фонда (аренда ДЛК), паевых землях (собственность ЗАО «Салек»), землях КУГИ (фонд перераспределения), паевых землях (аренда ООО «Верх-Тыхинское») и землях Администрации Прокопьевского района.

Отработка участка открытых горных работ на поле ЗАО «Салек» была пре-

кращена в 2010 году.

Результатом ведения открытых горных работ является техногенный рельеф,

представляющий собой две остаточные карьерные выемки с внутренним отвалом. Фактическое положение карьерных выемок на начало работ по рекультивации представлено на рисунке 1.

Прекращение добычи угля в 2010 году было связано с отработкой подготовленных запасов на участке открытых работ.

На момент прекращения горных работ в 2010г количество не отработанных

промышленных запасов составляло 214 тыс. т.

Оставшиеся запасы в количестве 214 тыс. тонн находились под внутренним автомобильным отвалом.

Расчеты, в ранее выполненном (2011г.) «Проекте ликвидации участка открытых горных работ ЗАО «Салек», показали, что доработка запасов на участке открытых горных работ ЗАО "САЛЕК" являлась бы убыточной, так как доработка запасов сопровождалась бы большими объемами отработки вскрышных пород для разноса лежачего борта участка и уборки навалов в связи с разбором внутреннего автомобильного отвала.

Так как доработка запасов угля была связана со значительным превышением

производственных затрат над стоимостью угольной продукции, руководством компании было принято решение о ликвидации участка открытых горных работ ЗАО "Салек".

Позднее запасы были списаны с государственного баланса (протокол ГКЗ №3673 от 28.05.2014г.).

Для дальнейшего использования земель по целевому назначению и передачи их землепользователям необходимо проведение работ по рекультивации нарушенных земель.

Настоящим «Дополнением к проекту «Ликвидация участка открытых горных работ на поле ЗАО «Салек» в части рекультивации нарушенных земель» предусматривалось внесение изменений в раздел «Рекультивация нарушенных земель» ранее разработанного в 2011 году «Проекта ликвидации участка открытых горных работ ЗАО «Салек».

Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ ликвидация и рекультивация оста-точной карьерной выемки была принята «сухим» способом - путём полной засыпки

остаточной горной выработки до дневной поверхности.

Рекультивацию нарушенных земель предусматривалось проводить в два последовательных этапа: технический и биологический.

 

 

Рисунок 1 - Фактическое положение карьерных выемок на начало работ по рекультивации

 

 

 

Горно-техническим этапом рекультивации предусматривалось проведение планировочных работ участка открытых горных работ на поле ЗАО «Салек».

При выполнении горно-технического этапа рекультивации предусматривалось заполнение остаточных карьерных выемок вскрышной породой разреза «Заречный» и формирование общей поверхности с внешнем отвалом. Технические решения по планировке поверхности карьерных выемок представлены на рисунке 2.

Для перевозки вскрышных пород на формирование вертикальной планировки благоустройства участка открытых горных работ на поле ЗАО «Салек» предусматривалось строительство автомобильной дороги от северной границы горного отвода разреза «Заречный» ОАО «СУЭК-Кузбасс» до южной границы участка открытых горных работ на поле ЗАО «Салек».

Технические решения по строительству автомобильной дороги были представлены ООО «Сибгипрошахт»  в отдельной проектной документации «Проект межплощадочной технологической автомобильной дороги от разреза «Заречный» до участка открытых горных работ ЗАО «Салек», выполненной в соответствии с разделом III «Линейные объекты» Постановления Правительства РФ №87.

Вскрышными породами предусматривалось заполнение двух остаточных карьерных выемок.

Проведение планировочных работ технического этапа рекультивации участка открытых горных работ, на поле ЗАО «Салек», включали в себя выполаживание откосов отвальных ярусов, нанесение слоя ППСП и ПСП поверх рекультивируемых поверхностей и чистовую планировку поверхности отвальных ярусов.

Угол наклона по выполаживанию откосов определялся исходя из направления рекультивации, из целевого назначения рекультивируемого отвала.

Технический этап предусматривал создание рекультивационного слоя для биологического этапа сельскохозяйственного направления рекультивации.

В настоящем проекте сельскохозяйственное направление рекультивации

реализовывалось на платообразной поверхности отвалов посевом многолетних трав для создания на нарушенных землях сельскохозяйственных угодий.

Посадка лесных насаждений предусматривалась на выположенных откосах отвалов.

При выборе лесных культур учитывались существующие облесенные территорий.

Для организации сбора и отвода поверхностных сточных вод с породных отвалов предусматривалась система водоотводных канав, по которым сточные воды собирались в аккумулирующих водосборниках. Произведен подбор насосного оборудования для перекачки поверхностных стоков на очистные сооружения.

При реализации проектных решений по «Дополнению к проекту «Ликвидация участка открытых горных работ на поле ЗАО «Салек» в части рекультивации нарушенных земель» была произведена оценка воздействия на состояние окружающей среды, был определен характер, степень опасности и масштаб воздействия на состояние окружающей среды.

По результатам оценки было видно, что при реализации технических решений проектной документации, уровень воздействия на окружающую среду является допустимым.

При выполнении технического и биологического этапов рекультивации учитывались технические условия выданные департаментом лесного комплекса Кемеровской области и КУМС Прокопьевского муниципального района, а также морфометрические параметры техногенного рельефа подлежащего рекультивации.

Положение карьерных выемок на конец рекультивации представлено на рисунке 3.

Настоящая проектная документация была согласованна КУМС Прокопьевского муниципального района и департаментом лесного комплекса Кемеровской области в соответствии с положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации.

Также на соответствующую проектную документацию получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов.

В рамках работ по проектированию специалисты ООО «Сибгипрошахт» сопровождают проектную документацию и непосредственно участвуют в получении необходимых согласований и заключений, установленных законодательством.

 

 

Рисунок 2 - Технические решения по планировке поверхности карьерных выемок

 

 

Рисунок 3 -  Положение карьерных выемок на конец рекультивации

 

Проект межплощадочной технологической автомобильной дороги от разреза «Заречный» до участка открытых горных работ ЗАО «Салек»

10.12.2018 19:44

 

Строительство межплощадочной технологической автомобильной дороги с ПЕ

«Разрез «Заречный» до участка открытых горных работ ЗАО «Салек» предусматривалось для выполнения горнотехнического этапа рекультивации участка открытых горных работ предприятия ЗАО «Салек».

Общий объём вскрышных пород, планируемый направить на благоустройство

участка открытых горных работ на поле ЗАО «Салек» составлял 26,0 млн. м3.

Протяженность предусматриваемой межплощадочной технологической автодороги для обеспечения перевозочного процесса породы для целей рекультивации - 3,2 км.

По проектируемой межплощадочной технологической автодороге перевозка

грузов (вскрышных пород) планируется в течение трех лет. По сроку службы автодорога была отнесена к временным дорогам III-к категории.

Для транспортирования вскрышных пород для целей рекультивации (2015-2017 гг.) по проектируемой межплощадочной технологической автомобильной дороге с ПЕ «Разрез «Заречный» до участка открытых горных работ ЗАО «Салек» предусматривались большегрузные автосамосвалы типа БелАЗ-75131 г/п 130 т, БелАЗ-75306 и БелАЗ-75302 г/п 220 т.

Участок проектируемой автодороги протяженностью 1,7 км (1,7 км реконструкции из 3,2 км) был проложен по существующей основной межплощадочной углевозной автодороге ПЕ «Разрез «Заречный» ОАО «СУЭК-Кузбасс», соединяющей промежуточный угольный склад разреза Заречного с угольным складом станции Погрузочная. По существующей углевозной автодороге автосамосвалами г/п 20-40т (типа Volvo, КамАЗ, Howo и т. п.),  транспортировался добываемый на ПЕ «Разрез «Заречный» ОАО «СУЭК-Кузбасс» уголь в объеме 4000тыс. т. в год.

Для обеспечения дальнейших перевозок угля с ПЕ «Разрез «Заречный», а также для передвижения пассажирского транспорта, техническими решениями проекта было предусмотрено строительство отдельной проезжей части для данного вида перевозок, в целях разделения грузовых потоков и в связи с этим типов технологического транспорта по габаритам.   

Проектирование нового участка углевозной автодороги протяженностью 1,7 км было выполнено параллельно проектируемой межплощадочной технологической

автодороге на совмещенном земляном полотне с автодорогой для целей рекультивации, слева по ходу пикетажа.

На рисунке 1 приведено расположение межплощадочной технологической автомобильной дороги от разреза «Заречный» до участка открытых горных работ ЗАО «Салек» и проектируемой межплощадочной углевозной автодорога участка «Заречный».

По мере доведения земляного полотна до проектного очертания предусматривался комплекс укрепительных работ.

Для осуществления водоотвода предусматривалась нарезка кюветов и водоот-

водных канав вдоль полотна автодороги.

В рамках реализации проектных решений предусматривалось устройство искусственных сооружений для пропуска необходимого объема ливневых вод определенного выполненными инженерными изысканиями.

Для обеспечения безопасности при движении по межплощадочной технологи-

ческой автодороге автосамосвалов грузоподъемностью 130-220т, а по углевозной ав-

тодороге автосамосвалов г/п 20-40т между смежными бровками автодорог было преду-

смотрено направляющее устройств.

   

Рисунок 1 - Межплощадочная технологическая автомобильная дорога от разреза «Заречный» до участка открытых горных работ ЗАО «Салек» и проектируемая межплощадочная углевозная автодорога участка «Заречный»

На период строительства автодороги разработан перечень мероприятий по обеспечению на линейном объекте безопасного движения.

Перед устройством земляного полотна предусматривалось снятие раститель-ного слоя с ненарушенных участков поверхности из-под насыпи, с кюветов и выемок.

Выбор конструкции дорожной одежды межплощадочной технологической автодороги с ПЕ «Разрез «Заречный» ОАО «СУЭК-Кузбасс» до участка открытых горных работ ЗАО «Салек» производился с учетом объемов перевозок по годам, движения автосамосвалов г/п 130т и 220т, климатических, гидрологических условий местности и обеспеченности дорожно-строительными материалами.

Конструкция дорожной одежды нового участка основной межплощадочной

углевозной автодороги была рассчитана с учетом объемов перевозок угля по годам и движения автосамосвалов грузоподъемностью 20-40т.

В рамках проекта выполнены расчеты дорожных одежд проектируемых автодорог на прочность с соответсвующим полным обеспечением условий прочности принятых конструкций дорожной одежды при фактических грунтах земляного полотна.

Для регулирования движения транспорта и организации водителей в пути решениями проекта были предусмотрены технические средства организации дорожного движения.

Проектом было предусмотрено освещение пересечения существующей «Углевозной технологической автодороги» филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» с проектируемой технологической дорогой ПЕ «Разрез Заречный» на поле ЗАО «САЛЕК» в соответствии с требованиями нормативных документов.

Освещение и питание осветительных устройств пересечения автодорог выполнялось в соответствии с Техническими условиями выданными разрезом «Заречный».

В документации определен характер, степень опасности, масштаб воздействия на состояние окружающей среды при реализации проектных решений. В связи с этим разработан перечень мероприятий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в период строительства.

В период 2018-2023 годы автодорогу предусмотрено использовать для целей биологического этапа рекультивации участка открытых горных работ на поле ЗАО «Салек». В дальнейшем автодорога сохраняется для нужд предприятий, действующих на Талдинском месторождении.